Возраст:12 месяцев
Охотно ползает на четвереньках. Используя этот навык для игры. Это более «зрелая фаза» ползания с подошвенным сгибанием стопы, находящейся на одной линии с голенью. Ходит, держась за одну руку. Длительно, уверенно сидит с выпрямленными ногами, не утрачивая равновесия при уменьшении базы опоры, например, при поднятии ножек вверх.
Может перелистывать страницы картонной книжки, опускает мелкие предметы в узкое отверстие.
Ребенок понимает, что можно достать игрушку, потянув за привязанную к ней веревочку. Узнает и показывает отдельные бытовые предметы.
Импрессивная (пассивная) речь. Ребенок выполняет много команд по просьбе взрослого.
Экспрессивная (активная) речь. Говорит около 5 слов («мама», «папа», «баба», «дай»). Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом.
Социальное развитие, развитие эмоций и коммуникаций, навыков самообслуживания
Ребенок обнимает родителей по их просьбе. Побуждает близких людей к совместной игре. Самостоятельно ест с помощью рук. От еды руками получает удовольствие.
Ребенок узнает значение слов и коротких фраз. Несколько предметов различает по названиям. Активно ищет спрятанную игрушку.
Развивающие приемы и упражнения для ребенка от 9 -12 месяцев
Развитие восприятия
Зона восприятия ребенка продолжает расширяться за счет обилия визуальных, слуховых и кинестетических ощущений. Ребенок обогащает свой сенсорный опыт, знакомясь с различными оттенками цвета, с текстурой, с плотностью материалов, учится дифференцировать холодное и горячее, «опытным путем» рождается понимание элементарной причинно-следственной связи. Познавательны игры с мылом и мочалками, выжимание губок, с падающими в воду кусочками льда, которые малыш должен поймать ручкой или стаканчиком.
Необходимо способствовать возникновению у ребенка чувства удовольствия при прослушивании пения и инструментальной музыки, фиксировать на этом внимание ребенка и позитивно его подкреплять. Формировать устойчивую эмоциональную отзывчивость малыша на музыку контрастного характера и темпа. Активно знакомить ребенка с новыми звуками (звучание новых инструментов и др.).
Развитие речи
В этом возрасте предстоит совершенствовать ориентировку ребенка в мире вещей и отношений, развивая способность понимать речь взрослого. В игровой форме следует просить малыша найти игрушку и выбрать ее из числа ей подобных, выполнять простые игровые действия с ней («уложить спать», «накормить»). К К 12 месяцам ребенок способен понять, что одно слово может обозначать предметы с различными характеристиками: столы бывают разные, у кукол — разные лица и платья, мячи похожи, но разного цвета и размера. Ребенок постепенно начинает узнавать знакомые предметы на картинке и называть его на «детском языке». Лексикон ребенка обогащается новыми словами и укороченными частями длинных слов, отражающими названия знакомых предметов или часто выполняемых действий («ав-ав», «би-би»).
Развитие движений
В возрасте 10-11 месяцев следует привлекать внимание ребенка к достижению определенного результата в манипуляциях с предметами в играх, формируя целенаправленность в действиях: вкладывать предметы один в другой («матрешки»), складывать кубики, помещать формочки основных геометрических фигур в предназначенные в них отверстия. Это хорошее время для игр с пирамидкой: снимать и нанизывать кольца на стержень пирамиды, можно нанизывать кольца по размеру, по порядку, бросать или вращать кольца, примерять на пальцы или руки. При этом упражнение по «перетягиванию» шарфа укрепляет мышцы плечевого пояса.
Необходимо совершенствовать развитие точных движений пальцев, предлагая катать в руках и передвигать по шнурку или стержню на счетах шарики разных размеров; собирать и складывать мелкие предметы различных форм, кусочки ваты (обязательно под присмотром взрослых), используя захват двумя пальчиками.
Для дальнейшей тренировки двигательных навыков и координации необходимо предоставить ребенку возможность для ползания, преодоления препятствий, развития умений приседать на корточки и вставать, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать без поддержки взрослых, найти и достать нужную игрушку, собрать и сложить в ящик предметы, переместиться в другую комнату.
Социальное развитие, развитие эмоций и коммуникаций
Разрешаем ребенку исследовать внешний мир, знакомя его с деревьями, цветами, травой, насекомыми, камешками. Следует чаще совершать прогулки, останавливая коляску с малышом около интересных предметов или явлений природы. Во время совместного посещения магазина обращайте внимание ребенка на продукты, которые он ест дома; описывайте выбираемые продукты.
Дома продолжаем обогащать аудиальный, визуальный и кинестетический опыт ребенка: ищем в комнате тикающие часы или играющую музыкальную шкатулку, рассматриваем альбомы с фотографиями и ищем на них членов семьи и знакомых, изучаем пространственные понятия («внутри», «снаружи», «сверху», «снизу»), прячем в большую коробку его любимые игрушки.
Приучаем ребенка к играм с «неожиданностями» «киска брысь», «шалтай-болтай»).
Полезно гримасничать вместе с ребенком, изображая калейдоскоп эмоций, крики животных, смешные рожицы. Полезно ездить верхом на плечах у родителей (это тренирует равновесие) и просить имитмровать движения взрослых. Для развития ребенка необходимо чтение вслух: дети должны участвовать в чтении, переворачивая страницы, рассматривая иллюстрации, показывая понравившиеся картинки. Хорошо иметь 2-3 книги и читать их по несколько раз.
Очень полезны и занимательны совместные занятия пением, ребенок охотно подражает вокальным интонациям взрослого, вовлекается в песенно-игровые действия, исполняет танцевальные элементы под музыку, по-разному реагируя на контрастные составляющие музыкального произведения.
Это возраст установления и принятия воспитательных норм и границ дозволенного: ребенок включает в свою жизнь понятия «плохо-хорошо», «можно-нельзя».
Необходимо учить ребенка дружелюбно и открыто относиться к окружающему миру, не бояться непонятного, пугающего, стремиться к общению, используя для этого мимику, эмоции и речь.
В играх можно включать элементы сюжетных действий: «уложи спать», «покорми», «потанцуй». Необходимо поддерживать чувства удовольствия от совместных занятий со взрослыми, ощущение радости от успешного выполнения задания.
Важно, чтобы в процессе игры ребенок ощущал «созидательную ценность» его действий для взрослого, получал удовольствие от завершения действий и получения результата, это станет в дальнейшем опорой для мотивации к развитию трудовых навыков и самостоятельности.
Схема естественного вскармливания
Питание ребенка 12 месяцев выглядит следующим образом:
Часы кормления |
Наименование продуктов |
Объем.г (мл) |
6 ч(завтрак) |
Каша молочная Пюре яблочное Яичный желток Сок яблочный |
200 50 1 шт 40 |
12 ч (обед) |
Суп овощной протертый на мясном бульоне Пюре овощное Котлета паровая Хлеб пшеничный Сок яблочный |
150 50 30 30 40 |
16 ч(полдник) |
Кефир Творог Печенье |
200 50 10 |
20 ч(ужин) |
Пюре овощное или каша (чередовать) Молоко (кефир, биолакт) Пюре фруктовое |
100 100 50 |
24 ч |
Коровье молоко |
200 |
После 12 мес ребенок полностью переходит на питание разнообразными блюдами прикорма, что соответствует уже более функциональным возможностям секреторной и ферментативной активности желез пищеварительного тракта, развитию жевательного аппарата, появлению зубов.