Развитие малыша
- Расширяются возможности для самостоятельного целенаправленного передвижения. Ребенок ползает в основном, за счет предплечий. Из положения на боку ребенок садится и сидит самостоятельно с выпрямленной головой, спиной и слегка согнутыми ножками, еще с напряжением удерживая равновесие. При нарушении равновесия ребенок ищет опору рукой спереди или сбоку.
- Ребенок крепко стоит на ногах, поддерживаемый за ручки, принимая полностью вес своего тела на стопы, но пока непродолжительное время.
- Ребенок с удовольствием произвольно раскрывает кисть, бросая предметы или перекладывая из одной руки в другую. Эти действия носят характер бесконечной игры.
- Привлекают внимание тихие звуки, например, тиканье часов, которое ребенок может внимательно слушать. Он способен долго удерживать внимание, прислушиваться к негромким, мелодичным звукам.
- Ребенок ищет взором спрятанную у него на глазах игрушку.
Импрессивная (пассивная) речь. Подражая взрослому, ребенок осваивает новые слоги. Он отчетливо артикулирует соединенные вместе, удвоенные одинаковые слоги. Пока беспредметное произношение простых слов: «ма-ма», «ба-ба».
Ребенок легко вступает в контакт на речевом, игровом и эмоциональном уровне.
Ребенок жует отломанные кусочки полутвердой пищи (хлеб, банан), самостоятельно кладет их в рот.
Ребенок запоминает, как реагировать на определенные фразы: поднимают руки, когда слышит слова «вот какой большой».
Развитие восприятия.
Расширение зоны зрительного, слухового и кинестетического восприятия. Ребенку предлагают игры: «Где шумит?» или «Где музыка?», пошелестев бумагой, позвенев колокольчиками или игрушками.
Знакомят с «осязаемыми» формами (круг, овал, квадрат), с различными материалами (твердыми, мягкими, упругими, шершавыми, гладкими, холодными, горячими и т.д.), привлекают внимание к окружающей красоте природы, растений, орнамента, цвета, фруктов, игрушек, иллюстраций в книгах.
К 9-10 месяцу следует обращать внимание ребенка на свойства предметов (размер, форма, цвет, вес, смысловое предназначение): мелкие предметы можно вынимать и вкладывать в коробочку, мячики удобно катать, а кубики лучше использовать для построек, резиновые игрушки забавно сжимать, «плавучие» - запускать в плавание, а с помощью шумовых и музыкальных игрушек можно извлекать интересные звуки.
Для стимуляции кинестетической сферы предлагаем малышу держать в руках предмета разной формы и текстуры, полоски различных тканей (шерсть, бархат, атлас), под присмотром родителей перебирать и раскладывать кружки моркови и фасолинки. Приветствуем игры с переливанием воды из пластиковых стаканчиков.
Полезны игры с кастрюлями (в них можно прятать и складывать игрушки), переворачивая их и подбирая к ним крышки; с пластиковой прозрачной бутылкой, внутри которой собраны крупные гремящие разноцветные пуговицы, или с деревянными ложками — эти инструменты можно использовать как ритмическое музыкальное сопровождение деятельности ребенка.
Развитие речи.
В этом возрасте важно развивать слуховое внимание, акцентируя его на речи взрослого — ее тональности, интонациях, эмоциональной окраске, и помогать формировать связи между произнесенным словом и предметом. В игровой форме заинтересовать малыша поиском знакомых людей по просьбе взрослого («где мама?» или предметов окружающей обстановки («где окошко?», «где часики»).
Развивая активную речь, следует насыщать речь взрослого слогами «да-да», «та-та», звучащими в составе стишков и скороговорок, и вызывать и имитацию ребенкомновых слогов. Ребенку полезны активные звукоподражательные упражнения: положив его ладошку на губы мамы (чтобы он ощутил их движения), можно попробовать пожужжать, как пчела, помурлыкать, изобразить вой милицейской сирены, кваканье лягушек, кашель, чихание.
Развитие движений
Совершенствование зрительно- моторной координации, добывая и удерживая игрушки из разных положений (на спине, на животе, на боку, над головой).
Следует развивать мелкую моторику ребенка, используя для этого манипуляции с предметами — нанизывание колец на стержень пирамидки, открывание баночек и коробочек разного размера, расстегивание кнопок и застежек, крупных пуговиц. Особое внимание следует уделить тренировке пальцев рук, перебирая крупные бусины или ожерелья из больших пуговиц, нанизанных на прочный шнурок.
Следует стимулировать ползание ребенка, перекатывание со спины на живот и с живота на спину, изгибание и извивание ребенка (поддразнивая его яркой и звенящей игрушкой); раскачивание на коленях матери (сопровождая движения ритмичными четверостишьями). Дети, освоившие этот способ передвижения, ползают охотно и подолгу.
Необходимо также поддерживать желание ребенка садиться, из положения лежа на боку, вставать и садиться, придерживаясь за опору. В этом возрасте очень полезны совместные физические упражнения для мамы и малыша (мама лежит на спине поднимает ребенка над собой и опускает его к себе на живот, взявшись за ручки, слегка подтягивает малыша вверх из положения сидя). Для лучшего освоения пространства следует использовать упражнения с перемещениями предметов по комнате — катание мячей, игры с воздушными шарами. Активно тренируется равновесие в положении сидя, лежа, стоя с использованием больших и маленьких мячей, воздушных шаров, крупных игрушек. Если ребенок научился сидеть, можно обучать его катать по полу мячик или ловить его (эта игра развивает ловкость и быстроту реакции). Хорошо качать ребенка, усаживая его на выпрямленные ноги родителя.
Начинаем стимулировать ребенка активно преодолевать препятствия (устраиваем из одеял, подушек «кучу-малу» и не препятствуем желанию ребенка взобраться на эту кучу.
Социальное развитие, развитие эмоций и коммуникаций
Следует обучать малыша выполнять задания, ориентируясь вначале на имитацию действий взрослого (к 6 мес), а потом — на словесные инструкции.
С 7-го месяца ребенок охотно выполняет некоторые задания в ответ на просьбу взрослого постучать погремушкой, показать любимые игрушки, покатать мячик, вынуть из коробки или положить в нее знакомые предметы.
Рассматривание себя в зеркале — любимое времяпровождение ребенка. Совместно с родителями перед зеркалом можно улыбаться, корчить рожицы, изображая эмоции или подражая голосам животных, раскачиваясь вперед и назад, выполняя различные движения. Это хорошее время для запоминания в игровой форме частей лица и тела, простейших пальчиковых игр, для знакомства с куклами (особенно с матерчатыми куклами и куклами, надеваемыми на руку). Ребенок с упоением играет в прятки и любит, чтобы вместе с ним «прятались» взрослые (закрываясь одеждой, руками, полотенцем) и окружающие его предметы (мячики, куклы, кубики).
Дети охотно играют в игры: «Ладушки», «По кочкам — по кочкам», «Идет коза рогатая», превращая их маленькие представления с обилием эмоций и голосовых реакций.
Родителям необходимо закреплять эмоционально-позитивный отклик на музыку разных жанров (веселые марши, быстрые плясовые, грустные песни, спокойные колыбельные), акцетировать слуховое внимание ребенка на звучание музыкальных инструментов (дудочек, бубенчиков, металофона и др.). Важно вовлекать ребенка в пение, стимулируя пропевание звуков и отдельных слогов, и обучать ребенка проявлять свои эмоции с помощью примитивных танцевальных движений (хлопать в ладоши, взмахивать руками под музыку, пританцовывать), пользоваться шумовыми инструментами. Обучаем премам выражения своих эмоций и простым жестам (махать ручкой на прощанье).
К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.
Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.
Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого. В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.
Психология ребенка в 9 месяцев
Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей. Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.
Основные навыки 9-месячного малыша
К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:
- легко садиться самостоятельно;
- хорошо держать равновесие в положении сидя;
- хорошо ползать, меняя направление;
- вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
- делать несколько шажков у опоры;
- рвать бумагу, мять пластилин;
- стучать одной игрушкой о другую;
- повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
- по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами; начинать игру самостоятельно;
- листать книжку с толстыми картонными страницами;
- показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
- во время игры выбирать любимый предмет;
- находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
- произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова; оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).
Источник: http://agushkin.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-9-mesyacev.html