Развитие малыша
В положении на животе ребенок тянется к игрушкам, вытягивая руку вперед, с опорой на другую ручку и наклоном головы в сторону. Первоначально это положение очень неустойчиво. Периодически большая голова перетягивает, ребенок теряет равновесие и поворачивается на спину, что нельзя расценивать как активный переворот тела младенца. В поиске более устойчивого положения ребенок на стороне вытянутой руки сгибает и подтягивает ногу вверх (наподобие шагового движения). Это первый элемент перекрестной локомоции, являющийся показателем нормального двигательного онтогенеза.
В положении на спинеможно наблюдать выраженность сгибательной синергии, которая особенно отчетлива при тракции (подтягивание вверх, удерживая за ручки) ребенка. При медленном подтягивании голова, туловище и ноги ребенка максимально сгибаются, а руки активно подтягивают тело вверх. Постепенно улучшается опора на ножки, что позволяет ребенку несколько секунд удерживать вес собственного тела.
Ребенок захватывает игрушки ладонью без противопоставления первого пальца (обезьяний захват), преимущественно ульнарным краем. Интерес к предлагаемой яркой игрушке настолько высок, что в желании достать ее ребенок не только тянет ручку к средней линии, но и на противоположную сторону. Это начальный этап развития произвольного переворота.
Роль кожных покровов в восприятии окружающего мира постепенно уходит на задний план, уступая ведущую роль зрительному и акустическому анализатору. Ребенок хорошо различает не только громкие звуки, но и очень тихие, например, шуршание бумаги, прислушиваясь и поворачивая голову в направление звука, активно прислушивается к невидимому источнику звука, по- разному реагируя на знакомые и незнакомые голоса. Четкая локализация звуков в горизонтальном направлении.
Ребенок внимательно рассматривает, изучает окружающие предметы, расположенные в разных местах.
Ребенок упражняется в освоенных ранее звуках в различных комбинациях.
Импрессивная (пассивная) речь. В ответ на обращенную к нему речь ребенок реагирует ответной голосовой активностью.
Экспрессивная (активная) речь. Ребенок активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков.
Плач прекращается при переключении внимания на новый яркий и интересный стимул. При виде взрослого человека появляется улыбка, даже если тот молчит. Ребенок понимает мимику и жесты окружающих, по мимике и тону различает ласковое или суровое к нему обращение, которое вызывает у ребенка реакцию удивления и испуга.
Ребенок может пить и есть кашу с ложки.
Ребенок начинает догадываться о причине и следствии: если потрясти погремушку, то она загремит. Реакция на новизну: любой новый предмет на короткое время привлекает внимание ребенка.
Овощное пюре — первое основное блюдо прикорма можно вводить в рацион ребенка с 5 мес.
Сон
Сон очень важен для ребенка и для родителей. Здоровый сон – залог здоровья и счастья малыша.
Новорожденные спят ровно столько, сколько диктует им физиологическая потребность. Вы никак не сможете заставить младенца спать больше, чем ему нужно. Где бы ребенок ни оказался, в каких бы порой неблагоприятных условиях, он обязательно заснет, если только не заболеет и его не беспокоит боль.
Когда ребенок спит, это не значит, что в доме должна царить тишина. В таком раннем возрасте обычные домашние звуки не помешают сну младенца. В период новорожденности ребенку мешают спать лишь внутренние раздражители:
- голод;
- может проснуться от холода, если сон не очень глубок;
- проснется от боли (кишечная колика);
- от необходимости отрыгнуть воздух;
- иногда мешают собственные руки и ноги, которые вздрагивают как раз тогда, когда н расслабляется и начинает погружаться в глубокий сон.
Ребенку необходимо больше спать по ночам.
У новорожденных отсутствует четкий врожденный механизм, который бы настраивал их на соответствующий режим. Младенцы в течение суток спят и бодрствуют, когда придется. Родителям необходимо приучить малыша спать в основном ночью, а бодрствовать большую часть дня. Привыкнуть к режиму ребенку поможет различие между укладыванием его на ночь: очищение «верха» и «низа», переодевание ночную одежду и укладывание спать днем.
Кормить ребенка последний раз надо прямо в его комнате, укладывать спать в кроватку. Если же впереди ночь, постарайтесь, чтобы он отрыгнул весь воздух до сна.
На ночь желательно завернуть малыша в пеленку вместе с руками – тогда он не будет просыпаться даже в фазе неглубокого сна.
Комнату необходимо затемнить (держите включенной тусклую лампочку) – когда ребенок откроет глаза (а все младенцы делают это время от времени в течении ночи), его внимание не привлечет какой-нибудь предмет.
Убедитесь, что в комнате темно.
Делайте ночные кормления по возможности короче и спокойнее.
Младенцы обязательно проснуться ночью, поскольку они еще не могут обойтись так долго без пищи и питья. Убедитесь в том, что все, что понадобится ночью, приготовлено и лежит на своих местах.
Когда ребенок ночью заплачет, сразу же нужно подойти к нему, чтобы он не успел раскричаться и почувствовать себя брошенным и несчастным.
Не играйте с ним, не разговаривайте, пока кормите.
Ночное кормление только для утоления чувства голода.
Стать родителем – значит недосыпать по ночам. Заставьте себя засыпать в те часы, когда ребенок вам это позволяет. Большинству родителей приходится недосыпать несколько месяцев, а некоторым и того больше.
Для позднего кормления вечером разбудите младенца, перед тем как самой лечь спать. Совсем не страшно, если вы его покормите прежде, чем он почувствует голод и проснется сам.
Необходимо заранее решить, кто из родителей встает ночью к ребенку. Первое время ночью к ребенку встают оба родителя. Вставать обоим родителям – дело неблагоразумное. При искусственном кормлении родители порой устанавливают очередность.
Правда некоторые матери просыпаются от крика ребенка и тогда, когда дежурит муж. Если вы не в силах заснуть, пока ребенок не угомонится, тогда лучше кормите его каждую ночь. Сами.
Бодрствование
Новорожденные то впадают в сон, то приходят в сравнительно бодрое состояние, то подолгу пребывают в «подвешенном» состоянии. Младенцы уже гораздо более четко разграничивают этот период.
Если младенец заснул, то можете быть уверены, что некоторое время он проспит, но, проснувшись, обязательно захочет есть. В месячном возрасте сон и кормление все еще тесно взаимосвязаны. Начиная примерно с 1,5 месячного возраста связь между кормлением и сном становится не такой тесной. Младенец по-прежнему засыпает после того, как поест, но он не обязательно спит до тех пор, пока захочет есть. Большинство младенцев бодрствуют в определенное время дня - между 15.00 и 19.00 часами во второй половине дня. После завтрака ребенок спит большую часть утра; затем, пообедав, он снова засыпает.
Есть и такие младенцы, которые любят бодрствовать в другое, более удобное для них время.
К 3-4 месяцам малыш привыкает бодрствовать 2, а то и 3 раза в день. Чем старше становится ребенок, тем больше времени он должен бодрствовать.
Если он спит практически весь день, то, естественно, вечером, а то и ночью, он будет бодр и весел.
Сон и бодрствование ребенка первого года жизни
Возраст |
Период сна |
Бодрствование |
|||
Дневной сон |
Режим дн.сна |
Ночной сон |
В сутки(часы) |
Режим |
|
Новорожденный |
14-15 ч |
5 раз по 3- 3,5часа |
6-7 |
2 — 4 |
При кормлении |
1-3 мес |
10-12 ч |
4-5 раз по 2-2,5 часа |
6-7 |
5 — 7 |
4 раза по 1,5 часа |
3-5 мес |
8-10 ч |
4-5 раз по 2 часа |
6-7 |
7 — 9 |
4 раза по 1,5-2 часа |
6-9 мес |
6-8 ч |
3-4 раза по 1,5-2 часа |
8 |
8 — 10 |
4 раза по 2 -2,5 часа |
9-12 мес |
4-6 ч |
2 раза по 1,5-2 часа |
8 — 10 |
10 — 12 |
4 раза по 2,5 — 4 часа |